Особенности национального Интернета.

Автор статьи делится собственным видением положения дел в реализации национального проекта "Интернет в каждую школу"

[Скубриев Владимир]

Семь лет назад, я учился в 11 классе "средней общеобразовательной" в то время я уже не мог жить без Интернета. Он стал для меня одним из лучших помощников в поиске и приобретении нужной мне информации в кратчайшие сроки. Вскоре после окончания института мне предложили работу по совместительству в моей родной школе, отказаться от которой я не смог. Прейдя в школу, я столкнулся с реальным положением дел в реализации такого важного национального проекта как "Интернет в каждую школу" и на собственном примере испытал и испытываю особенности использования проприетарного ПО в учебных заведениях.

Когда я принимал компьютерное наследство школы, меня поразило не столько состояние техники и локальной сети, сколько количество вирусов, находящихся на компьютерах, напрямую подключенных к Интернету. Но даже после регулировки системы и удаления вирусов проблема не была решена. "Доступный" Интернет вновь оказался не доступным.

Вскоре оказалось, что существует горячая линия, позвонив в которую представитель школьного учреждения может оставить заявку о проблемах со связью. Со слов операторов, специалисты технической поддержки должны были связаться со мной в течение суток, но из n оставленных мной заявок они сделали это только один раз и, то после того, как я позвонил в службу технической поддержки местного провайдера, являющегося посредником между нами и провайдером из областного центра.

Причинами нестабильной связи являются особенности локальных сетей школ и выделенных каналов связи, которые в свою очередь подвергаются "атакам" различного рода вирусов и программ, сканирующих сеть.

Предложенная схема подключения локальной сети к Интернету предполагала, что все компьютеры будут находиться в той же логической сети, что и модем, используя его в качестве шлюза.

Осмелюсь предположить, что даже после избавления от вирусов, вероятность нормального функционирования доступа к сети очень мала. На мой взгляд, это может быть обусловлено следующими причинами:

  • Особенностью функции автоматического обновления операционных систем Microsoft Windows, которая может быть включена "по умолчанию", используя канал связи для получения обновлений системы.
  • Отсутствием элементарного прокси-сервера и брандмауэра для защиты компьютеров из сети, фильтрации пакетов, кэширования информации, справедливого деления низкоскоростного соединения для стабильности связи, контроля и фильтрации запросов, не соответствующих целям и задачам обучения и воспитания согласно федеральному закону об образовании и общепринятым рамкам "цензуры".

Совсем недавно мы получили письмо из управления образованием, в котором от нас требуют установить систему контроля и фильтрации, работающую только на платформах Microsoft Windows [СКФ реализуется как комплексное организационное, программное и методическое решение, обеспечивающее предоставление эффективного и безопасного доступа к ресурсам сети Интернет образовательным учреждениям субъектов Российской Федерации], на все компьютеры, подключенные к Интернету.

Интересно, если установить ее на все компьютеры, сможем ли мы вообще пользоваться Интернетом, учитывая потребляемый ею трафик и качество связи?

Когда школы были подключены к Интернету, стало возможным общаться с управлением образования посредством электронной почты. К сожалению, в период, когда требуется получить или отправить важную информацию мы вынуждены использовать аналоговый модем и карточку местного провайдера, так как Интернет работает рано утром, после обеда, и на выходных. Как вы думаете, охотно ли дети используют Интернет в школе и используют ли они его в учебных целях?

Учитывая сложившуюся ситуацию, не только в нашей школе, но и как мне кажется, в целом в сфере реализации рассматриваемого нами национального проекта, мне хотелось бы подвести итоги вышесказанного, предложив своё виденье технической реализации подключения школ к Интернет.

Начну, пожалуй, с самого элементарного - инструкций или даже документации, сопровождающей данный проект в глубинках классов информатики. Все что у нас было - это листок A4, с основными сетевыми настройками: диапазон IP-адресов, маска подсети, DNS-сервера, и адрес шлюза. Не могу не поблагодарить специалистов, подключавших наши школы, но какими бы хорошими эти специалисты не были, перезапускать модем, проводить элементарную диагностику связи с глобальной сетью, вводить новые компьютеры в сеть, осуществлять мониторинг использования сетевых ресурсов и т.д. и т.п. они не станут. Поэтому первым пунктом должно быть:

  1. Создание и распространение в школах документации, описывающей общие понятия работы наипростейшей локальной сети и её настройке, принципа подключения к Интернету (в зависимости от способа), возможных проблемах и их решениях, а также информирование школ о существовании бесплатных аналогов программ, защищающих компьютеры.

    В связи с этим пунктом, у вас, вероятно, возникнет уйма вопросов:
    "Зачем все это?"
    "Здесь много лишнего!"
    "Почему бы это им самим не решать?"
    "Или может быть переложить это на специалистов?"

    Как известно, зарплаты у бюджетников очень маленькие, и, как правило, даже мало-мальски хорошего, впрочем, даже начинающего специалиста они вряд ли устроят. Естественно, школы как-то существуют и поддерживаются, но в основном это падает любо на долю учителей либо на специалиста, сами понимаете, не очень высокого уровня. Поэтому я считаю, что если уж государство не может обеспечить школы специалистами по технической поддержке, то необходимо, хотя бы каким-то образом поддерживать эти учреждения, например, распространить простую и понятную "документацию".

    И все-таки, документация - не самое главное. Сейчас для нас важно определиться с возможными путями решения проблемы качества связи. Самый простой способ - установить бесплатные антивирусы, и вылечить компьютеры. Но я не совсем уверен, что бесплатные антивирусы смогут стать панацеей. Итак, вторым пунктом у нас становиться:

  2. Информирование школ о существовании бесплатных антивирусов, помощь в получении копий программ, а также, если это необходимо помощь в чистке компьютеров от вирусов.

    Позвольте обратить ваше внимание на принцип правильного подключения компьютеров локальной сети к Интернету. С каждым днем Интернет становиться больше, с этим также связывают и рост опасности для подключенных к нему хостов. Поэтому практически все организации мира используют специальное программное обеспечение, позволяющее, как правило, не только защищать сеть от внешних посягательств, но и координировать работу различных сетевых служб внутри сети. Самым распространенным в данном сегменте программного обеспечения является прокси-сервер, использование, которого, на мой взгляд, позволило бы решить почти все проблемы связанные с качеством связи в школах. Но почему-то, об этом не побеспокоились.

    Совершенно ясно, что проблема была в покупке дополнительного компьютера и программного обеспечения. Но как принято говорить в народе "скупой платит дважды".

    Вы думаете наше правительство не в курсе дела? А вот и не угадали! Оно собирается потратить большую сумму денег на комплекты программного обеспечения, которое в том числе будет включать в себя и платный антивирус. Многие, кто слышал об этом проекте, также не согласны с данным решением.

    Набор программного обеспечения включает в себя достаточно дорогие продукты производителей с мировой известностью, бесспорно полезные, привычные и удобные в работе. Но помимо этих известных программ существуют не менее известные и к тому же, бесплатные аналоги из мира Open Source, практически не уступающие по возможностям своим платным конкурентам.

    На мой взгляд, сэкономив на лицензионных отчислениях, необходимо разработать комплексное решение на основе бесплатного программного обеспечения с открытым исходным кодом, включающее в себя:

    среду для управления доступом в сеть из локальной сети;
    среду для просмотра статистики использования Интернет;
    прокси-сервер;
    межсетевой экран;
    антивирус;

    Нашим завершающим пунктом, станет:

  3. Разработка и внедрение комплексного локализованного решения для организации доступа в Интернет российских школ, которое в свою очередь смогут использовать не только школы, но и все желающие граждане нашей страны.

Я считаю, что развитие свободного программного обеспечение в нашей стране должно поддерживаться государством. Инвестиции необходимо делать не в чужой бизнес, тем более компании из другой страны, а в российские организации, создавая рабочие места, улучшая качество образования. Мир Open Source поддерживается самыми крупными ИТ-компаниями мира и сегодня очень быстро развивается, здесь конечно необходимо понимать что без Вашей поддержки, уважаемые депутаты, и инновационных законов нам не обойтись.

Сегодня Интернет - это уже гораздо большее, чем семь лет назад, и молодое поколение это прекрасно понимает и использует. Мы просто обязаны делать все возможное, чтобы "наши дети" могли развиваться и всегда были независимы в своем выборе, любили и гордились своей страной.

Они живут в свободной стране!

[ опубликовано 06/11/2007 ]

Скубриев Владимир - Особенности национального Интернета.   Версия для печати