Кариес - неотъемлемый атрибут дареного коня.

Некоторое вермя назад мы опубликовали success story о переходе на пакет OpenOffice.org в ЗАО "Элинар-Бройлер". И вот, в один прекрасный день в нашем редакционном ящике оказалось письмо, выражающее совсем другой взгляд на эту проблему и повествующее о неудачном опыте миграци. Линуксцентр выступает за свободный обмен информацией и мы решили, что быдет правильным представить вашему вниманию обе точки зрения.

[Прислано анонимно]

Кариес - неотъемлемый атрибут дареного коня.

Я работаю системным администратором, хотя нет, я же еще занимаюсь разбирательством с неработающими кассовыми аппаратами, связью, программированием в 1С, общением с пользователями и многим другим вдобавок к работе системного администратора, в молодой (меньше 10 лет) компании. Не так давно прочитал я оптимистичную статью Петра Астахова <История одного перехода> (советую ее прочитать, перед тем как читать мою статью), и знаете, после ее прочтения, мне очень-очень сильно захотелось поставить ОpenОffice на компьютеры в организации, где я работаю ? В чем же проблема, скачай 50 МБ, и ставь: Проблема в том, что ОО уже установлен на большинстве компьютеров в организации больше года ? Но обо всем по порядку.

История в принципе та же, что и в выше упомянутой статье, поэтому буду краток. Тоже была забота о лицензиях, выбор альтернативы, и как результат - ОО. IT руководство решило и переход был выполнен. Не буду останавливаться на неудобствах установки и вопросах пользователей, они также уже замечательно описаны.

Перейдем к результатам, вернее к тому, как я их вижу.
  1. Большое руководство. Радость, наконец-то избавились от страха появившегося после прочтения душераздирающих историй о действиях против незаконного использования программного обеспечения третьими фирмами, да еще не потратив ни 1 рубля!? Ах да, апгрейд компьютеров, ведь на компьютерах с Celeron 400 и 32 МБ RAM работа в ОО возможна только для сотрудника, который имеет возможность потратить целый рабочий день на составление 1-2 документов, и имеет просто безграничное терпение. Ну ничего, закупили оперативки, которая к тому времени уже была не самым дешевым раритетом, кое-где организовали апгрейд посерьезнее. Сколько на это было затрачено средств - никто не посчитал. Кстати, пока у пользователей стоял MS Office, никакой апгрейд не планировался, т.к. скорость работы всех устраивала.
  2. IT руководство. Эйфория, избавились от страха: не потратили денег: показали Большому руководству, что IT это не просто куча дармоедов, которые большую часть рабочего времени читают и играют (то, что в следующем за пасьянсом окошке идет работа с базой данных, сканирование сети на уязвимости и т.д. никто не хочет понять), а люди, которые способны считать и экономить деньги предприятия!? Внедрение ОО успешно завершено, теперь можно переходить ко второму этапу и расставлять Linux на компьютеры пользователей, правда, тут и апгрейды посерьезнее, и проблем побольше, да и это уже другая история:
  3. Рядовые IT сотрудники. Повседневная работа, именно этим людям прибавилось работы, именно эти люди больше года безуспешно учат пользователей, что прежде чем отправить документ в другую организацию, его нужно сохранить в формате MS Office, и, в конце концов, делают это сами. Именно эти люди по несколько раз в день жмут Вид->Предварительный просмотр деления на страницы и растягивают области печати как надо, когда прибежавший пользователь трясет пачкой бумаги, на которой напечатан один столбец таблицы вместо пяти. Кстати, кто-нибудь посчитал, сколько бумаги и тонера тратиться, прежде чем пользователь распечатает страницу в нужном ему виде? Ах, конечно же нет ? Укоры, чуть про них не забыл, хотя трудно забыть, когда почти каждый день тебе раздраженные пользователи высказывают на повышенных тонах: <Вот, вы поставили: Мне через 15 минут сдавать отчет директору, а в этом ОО его еще час делать: Я пойду жаловаться!>. Смелые ходят жаловаться, особо везучим из них, или подобравшим веские аргументы возвращается MS Office ? Более спокойные и доброжелательно настроенные пользователи, или просто боящиеся пойти к руководству и попросить MS Office, просят нас: <Ребята, ну может как-нибудь вернете нам прежний офис: Я никому не скажу, что он у меня установлен, никто не узнает:> Но и тем и другим пользователям приходится в очередной раз рассказывать, что такова политика компании, как много денег нужно, чтобы всем поставить MS Office и т.д.
  4. Пользователи. Большинство из них работают на предприятии много лет, еще до покупки первого компьютера. Им часто приходилось нелегко. В компании стали закупаться компьютеры. Сотрудники превратились в пользователей. С калькулятора и тонн бумаги им пришлось переводить учет в Excel, с нуля пришлось осваивать компьютер, операционную систему, офисный пакет, работу в сети. Но они смогли, потому что понимали, что это облегчает их труд. Потом на предприятии появилась 1С, опять что-то новое что нужно осваивать, теперь уже пришлось переводить учет из Excel в 1С. И они опять поняли, что это для их блага, для облегчения труда. И несколько лет трудились без особых проблем. И тут на их компьютерах появился ОО. Пользователям пришлось осваивать и его. Но не получилось. Они конечно и по сей день в нем работают - пишут отчеты, служебки, составляют таблицы. Но это уже не та работа, что была раньше. Скорость и качество работы упали. Появились раздраженность и ощущение дискомфорта. Но почему так? Ведь путь от калькулятора к 1С был значительно более трудным, чем путь от MS Office к OpenOffice. А все потому, что пользователи не могут понять, почему компания не хочет один раз потратить несколько тысяч долларов, когда ее месячная прибыль многократно превышает эти затраты. Пользователи смотрят на компьютер и программы, с которыми работают как на инструмент, которым они выполняют свою работу и недоумевают, почему им подсовывают дешевый, неудобный инструмент.
И в завершение своей статьи расскажу о работе двух наших пользователей с ОО и их общении с IT отделом. Оба пользователя это девушки около 22 лет. Одна блондинка, я имею в виду не только то, что у нее белые волосы, а то, что она <настоящая блондинка из анекдотов про блондинок>. (Чувствую растущее недовольство девушек с белыми волосами, поэтому уточню: у меня нет предубеждений перед цветом волос, кожи и пр. и анекдоты придумываю не я, так что простите, но я рассказываю то что есть. Кстати анекдоты я вспомнил не просто так, а для более глубокого понимания этой истории). Вторая - не блондинка, уровень продвинутого пользователя, самостоятельно освоила Photoshop, т.к. ей было интересно. Так подробно я описал девушек, чтобы была понятна разница в их знании компьютера, и умении овладевать новыми программами. Им обеим пришлось работать в ОО. Блондинка стала часто обращаться в наш отдел с такими же вопросами по ОО, как и большинство пользователей (печать таблиц, форматы сохранения и т.д.). У второй девушки тоже возникали аналогичные вопросы, значительно реже, но возникали. Но несколько месяцев назад, была получена (и выполнена) команда - установить блондинке MS Office. И она исчезла: нет, блондинка конечно же трудится на том же месте, но у нее больше нет вопросов по офисному пакету. А вторая девушка все так же периодически затрудняется самостоятельно решить свои проблемы с ОО.

Я не фанат проприетарного ПО (или какой-либо софтверной компании), меня тоже не радует необходимость платить несколько сотен баксов за офисный пакет и операционную систему, но каждая попытка сэкономить должна быть просчитана значительно глубже чем: <вариант 1 стоит 200$, а вариант 2 стоит 0$, поэтому остановимся на варианте 2> Эта статья - мой личный взгляд. Он отличается от официальной позиции моего руководства, поэтому в статье нет ни имен, ни названия организации. Да и подпись я себе только что придумал.

AK

[ опубликовано 31/08/2005 ]

Прислано анонимно - Кариес - неотъемлемый атрибут дареного коня.   Версия для печати